Синология.Ру

Тематический раздел


Падение Восточной династии Хань в освещении Хоу-Хань шу

 
 
Двухэтапное правление династии Хань: Западной в 206 г. до н.э. – 8 г. н.э. и Восточной в 25–220 гг. н.э. сыграло огромную роль в истории Китая. Он впервые стал мировой державой, расширил свою территорию почти до современных размеров, установил отношения со многими, порою очень отдаленными странами; добился выдающихся достижений в области науки и культуры. Достаточно вспомнить знаменитых историографов Сыма Цяня (ок. 145/135–? гг. до н.э.) и Бань Гу (32–92 гг.), чьи Ши цзи («Записи историка») и Хань шу («История династии Хань») положили начало составлению официальных историй, выросших в единственную в мире многотомную библиотеку династийных историй, ныне включающую 26 сочинений (см. [47; 40; 46]); философов Куань Таня (ок. 23 г. до н.э. – 56 г. н.э.), Ван Чуна (27– ок. 97 г.) и прежде всего Дун Чжун-шу (179–104 гг. до н.э.), благодаря которому конфуцианство превратилось в государственную идеологию и оставалось таковой в течение двух последующих тысячелетий (см. [5; 20; 19; 36, с. 111–127, 221–224, 253–219; 45; 50; 37; 38]); филологов Сюй Шэня (ок. 58 г. – ок. 147 г.), Ян Сюна (53–18 гг. до н.э.), Лю Си (II–III вв. н.э.), без словарей которых Шо-вэнь цзе-цзы («Толковый словарь иероглифов»), Фан янь («Слова разных местностей») и Ши мин («Толковый словарь названий») были бы чрезвычайно затруднены палеолингвистические и исторические исследования (см. [14; 34; 7; 28; 43; 44]); многостороннего ученого и поэта Чжан Хэна (78–139 гг.), изобретшего первый в мире сейсмограф (см. [2, с. 82–84; 36, с. 325–333; 39]); поэтов Цзя И (200 – 168 гг. до н.э.), Чао Цо (200?–154 гг. до н.э.), Сыма Сян-жу (179–118 гг. до н.э.), Цао Цао (155–220) и его сыновей Цао Пи (187–226) и Цао Чжи (192–232) (см. [17, 18; 26; 11; 12; 13; 35, т. 1, с. 199–231, 281–284, 301–319]), и этот список можно было бы продолжить, добавив к нему, скажем, медика Хуа То (?–208), математиков Чжан Цана (?–152 гг. до н.э.) и Гэн Шоу-чана (I в. до н.э.) и ряд других знаменитостей (см. [23, с. 12–104])[1].
 
Нельзя не указать также, что именно в это время окончательно оформилась сама нация, получившая свое название – ханьцзу – от наименования династии Хань, и её культура; китайская письменность обрела форму, известную ныне; в новом календаре тайчу ли[2] год стал начинаться с первой луны (т.е., говоря несколько условно, с января); введение в 136 г. до н.э. научного звания уцзин боши (глубокий знаток пяти канонов) положило начало возникновению отдельной науки – цзинсюэ (каноноведение) и заложило основы средневековой экзаменационной системы; деятельность Юэ фу (Музыкальной палаты) позволила, в частности, спасти от забвения многие произведения народного песенно-поэтического творчества; проникновение в страну и восприятие буддизма обогатило религиозно-духовную жизнь народа на все последующие века вплоть до наших дней; настенная роспись, резьба по камню, изразцовые кирпичи и обычай помещать в могилы макеты домов сохранили для нас прекрасные образцы художественного творчества и быта людей того времени. И данный перечень тоже можно было бы расширить, но в этом, на наш взгляд, нет необходимости, ибо из сказанного совершенно очевидно, что правление династии Хань, с любой точки зрения, было важной вехой в процессе исторического развития китайского народа и его государства.
 
Значимым, хотя и несколько формальным, моментом является также общепризнанный историками факт, что падение династии Хань завершает китайскую древность, а со следующей эпохи – Троецарствия (220 – 265/280), когда единая империя распалась на три государства: Вэй (220 – 265) на севере, Шу–Хань (221 – 263) на юго–западе и У (222 – 280) на юго–востоке, начинается средневековье. Этот переломный период хотя и нашел отражение в работах китайских и иностранных ученых (см., например, [23, с. 59–85; 32, с. 33–71; 41; 40, с. 67–123]), но явно в недостаточной степени. Он, несомненно, заслуживает большего внимания. В настоящей работе мы и хотим взглянуть на один из его эпизодов, а именно финальный этап указанной эпохи и сделать это глазами самих древних китайцев. Дополнительным стимулом послужил тот факт, что Хоу-Хань шу в целом и приводимые ниже фрагменты, насколько нам известно, не переводились ни на русский, ни на другие европейские языки[3].
 
Автором Хоу-Хань шу является Фань Е (Фань Вэй-цзун, 398–445), уроженец Шуньяна, городка, находившегося на востоке современного уезда Сичуань на крайнем юго-западе пров. Хэнань. Его жизнь проходила при династиях Восточная Цзинь (317–420) и Сун (420–479) периода Наньбэйчао (420–589). Она отражена в Сун шу и Нань ши (см. [33, т. 6, цз. 69, с. 1819–1833; 6, т. 3, цз. 33, с. 848–856]; см. также [25, с. 260]). Это был человек начитанный в классических и исторических трудах, хорошо владевший пером и разбиравшийся в музыке. Уже в молодости Фань Е стал занимать важные посты: гуаньцзюнь цаньцзюня (что можно перевести как военный советник отборных войск/гвардии) Бинбу юаньвайлана (сверхштатный помощник главы Военного ведомства), Цзинчжоу бецзя цунши (помощник-делопроизводитель ревизора в округе Цзинчжоу)[4], а в 424 г. (по другим данным – в 432 г.) он был назначен начальником области Сюаньчэн[5] и именно тогда начал составление Хоу-Хань шу, ибо считал, что все предыдущие довольно многочисленные книги, посвященные данной династии, недостаточно хороши и не удовлетворяют потребностей образованных людей его времени.
 
Продолжая успешно продвигаться по служебной лестнице, Фань Е получил пост цзовэй цзянцзюня (командующий левой гвардией), а затем тайцзы чжаньши (заведующий снабжением наследника престола). Но тут наступил внезапный крах: в 445 г. он был обвинен в организации, совместно с Кун Си(И?)-сянем, Се Цзуном и другими, заговора с целью смещения царствующего императора Вэнь-ди (424–453) и возведения на престол его сводного младшего брата, дацзянцзюня (главнокомандующий) и пэнчэнского[6] вана Лю И-кана[7], помещен в тюрьму и казнен. Так трагически закончилась жизнь еще одного крупного историка древнего Китая (вспомним судьбы кастрированного Сыма Цяня и умершего в тюрьме Бань Гу, предшественников Фань Е в составлении «Двенадцати четырех династийных историй»[8]).
 
Хоу-Хань шу не является единственным произведением Фань Е. Как отмечает библиографический раздел Цзин-цзи чжи в Суй шу из под его кисти вышли по меньшей мере еще три труда: Хань шу цзуань («Продолжение Хань шу») в 18 цзюанях, Хоу-Хань шу цзань лунь («Похвальные суждения о “Хоу-Хань шу”») в четырех цзюанях и Бай гуань цзецы («Иерархия чиновников») в одном цзюане (см. [3, т. 4, цз. 33, с. 954, 968]). Кстати сказать, в настоящее время название Хоу-Хань шу ассоциируется только с рассматриваемым текстом, а между тем в досуйское время, по данным той же Суй шу, если не считать двух вариантов книги Фань Е в 97 и 125 цзюанях, еще четыре работы носили точно такое же наименование. Кроме того, несколько титулов были близки ему по форме (см. [3, т. 4, цз. 33 с. 954]). Можно предположить, что они, вероятно, не дошли до наших дней.
 
План Лояна - столицы империи Восточная ХаньПлан Лояна - столицы империи Восточная ХаньНесмотря на критическое отношение к существовавшей в его время литературе о Восточной династии Хань, именно она послужила источниками для детища Фань Е. Важнейшими из них являлись Дунгуань Хань цзи («Записи о династии Хань, составленные во дворце Дунгуань»)[9] и Хоу-Хань шу (иначе Хань хоу шу)[10] Хуа Цяо (? – 293). Первая работа в 143 цзюанях составлялась двадцатью придворными историографами, среди которых был и Бань Гу (но главным автором считается Лю Чжэнь), в течение длительного периода в 163 года начиная с 62 (пятый год правления под девизом Юн-пин императора Мин-ди, 58–75 гг.) и до 225 г. (шестой год Хуан-чу вэйского Вэнь-ди, 220–226). Она охватывала время от Гуан-у-ди (25–57) и до Лин-ди (168–189) и в цзиньский период ценилась наравне с Ши цзи и Хань шу. В настоящее время существует лишь вариант из 24 цзюаней, собранный цинскими учеными из фрагментов, имевшихся в Юн-лэ да дянь («Великий свод, составленный в период Юн-лэ»)[11] (см. [3, т. 4, цз. 33, с. 954; 4, т. 1, с. 151]).
 
Что касается творения Хуа Цяо, то оно состояло из 97 цзюаней, т.е. было меньше Дунгуань Хань цзи, но обширнее его по охвату времени: от того же Гуан-у-ди и до Сянь-ди (189–220), т.е. отражало весь восточноханьский период. Самому Хуа Цяо не удалось его завершить и это сделали его сыновья Хуа Чэ и Хуа Чан. Оно тоже пропало в пучине времени и ныне существует лишь восстановленный текст (см. [3, т. 4, цз. 33, с. 954; 21, т. 1, с. 282]).
 
Конечно, кроме них Фань Е пользовался и другими работами, посвященными Поздней династии Хань, написанными по подсчетам Ван Сянь-цяня 18 авторами за время между Бань Гу и Фань Е и насчитывавшими более 1 000 цзюаней. Обширная источниковедческая база позволила ему создать произведение, которое высоко оценил и он сам, и последующие поколения, из-за чего все остальные сочинения постепенно отсеялись и к настоящему времени мало что от них осталось.
 
По первоначальному плану Хоу-Хань шу должна была включать 10 цзи (основные записи, или анналы), 10 чжи (описания, или обзоры) и 80 лечжуаней (биографии, или жизнеописания), однако Фань Е не удалось из-за преждевременной гибели (напомним, что в момент казни ему было всего 47 лет) написать раздел чжи, т.е. его кисти принадлежат фактически лишь две части Хоу-Хань шу: цзи и чжуань. При династии Лян (502–557) некто Лю Чжао взял из произведения цзиньского историка Сыма Бяо (?– ок. 306) Сюй Хань шу («Продолжение истории династии Хань») восемь чжи в 30 цзюанях, снабдил их собственным комментарием и присоединил к существовавшему в то время тексту Хоу-Хань шу (см. [4, с. 147–149]). Этот вариант и дошел до настоящего времени. Он состоит из: 10 цзюаней цзи (девять посвящены 13 императорам и один – их супругам)[12]; 80 цзюаней лечжуаней (с 11 по 90), включая и такие, которые отведены некитайским народностям – восточным и, южным маням, юго-западным и, западным цянам (цз. 85–87), южным сюнну, ухуаням и сяньби (цз. 89–90) и Западному краю (Сиюй, цз. 88); 30 чжи, имеющих собственную нумерацию от 1 до 30, без деления на цзюани. В последних освещены проблемы, относящиеся к календарю, правилам благопристойности и обрядам, жертвоприношениям, астрономии, пяти движущим началам, административному делению страны, чиновничеству, одежде и экипажам.
 
Хоу-Хань шу обладает некоторыми особенностями, отличающими её от «соседних» династийных историй Хань шу и Цзинь шу. В ней нет, например, разделов Син-фа чжи («Описание наказаний и законов», есть и в Хань шу, цз. 23 и в Цзинь шу, цз. 30), И-вэнь чжи («Описание искусств и литературы», в Хань шу, цз. 30) и некоторых других, но что, пожалуй, самое главное, нет Ши-хо чжи (буквально: «Описание продуктов питания и товаров»), т.е. отсутствуют целые пласты общественно-государственной жизни страны: право, культура, экономика. Жизнеописания людей расположены не в хронологическом порядке, а сгруппированы по определенным критериям, чаще всего категориальным (индивидуальных биографий очень мало), например, Гуан-у ши ван («Десять ванов периода Гуан-у-ди»), цз. 42, Сяо-Мин ба ван («Восемь ванов периода Мин-ди»), цз. 50, Дангу («Участники тайных сообществ»), цз. 67, Ку ли («Жестокие чиновники»), цз. 77, Хуаньчжэ («Евнухи»), цз. 78, Жулинь («Конфуцианцы»), цз. 79а, 79б, Вэнь юань («Писатели»), цз. 80а, 80б, Фаншу («Колдуны»), цз. 82а, 82б, Ле нюй («Женщины»), цз. 84 и др.
 
Оценивая людей, Фань Е позволяет себе высказываться о них довольно свободно. С одной стороны, он, скажем, проявляет уважительное отношение к участникам тайных сообществ и членам заговоров против всевластия евнухов, к людям, умеющим и осмеливающимся действовать самостоятельно, к женщинам, наконец. С другой стороны, к евнухам и императорской родне по женской линии он относится с достаточно заметной неприязнью. Досталось и Цао Цао (155–220), которого он не только не величает Тянь-цзы, ван, или хотя бы гун, а лишь использует его имя, и более того, выражается в таком стиле: «Цао Цао назначил себя первым министром», «Цао Цао назначил себя Вэй-ваном» (см. ниже перевод, запись под 209 и 213 гг.) и т.п. Как знать, не повлияли ли оценки Фань Е на сложившуюся позднее народную традицию, нашедшую отражение в пекинской опере и известном романе «Троецарствие»[13], особенно в устных пересказах последнего шошудами[14], отрицательного отношения к этому бесспорно талантливому и образованному полководцу, политику и поэту, каким в действительности был вэйский У-ди.
 
Критически, если не сказать враждебно, относился Фань Е и к крестьянским восстаниям, что заметно по приводимому ниже переводу, т.е. он все-таки оставался в кругу идей образованных людей и господствующего класса своего времени.
 
Комментарий к частям Хоу-Хань шу, принадлежащим кисти Фань Е составил шестой сын танского императора Гао-цзуна (650–683) Ли Сянь во главе группы конфуцианских ученых (см. [8, т. 9, цз. 86, с. 2832; 9, т. 12, цз. 81, с. 3590]), а к разделу чжи, – упоминавшийся выше Лю Чжао, придавший Хоу-Хань шу её нынешний вид.
 
Что касается темы, заявленной в заглавии настоящей работы, то она отражена в нижеследующем переводе фрагментов труда Фань Е (см. [16, т. 2, цз. 8, с. 327–328, 348–351, 354–357, 359, цз. 9, с. 367–372, 376, 380–381, 383, 385, 387–391]). При их чтении следует иметь в виду, по меньшей мере, два обстоятельства.
 
Во-первых, Фань Е, несмотря на отмеченный выше определенный либерализм его исторического мировоззрения, был все-таки типичным представителем образа мышления, сложившегося в среде образованных китайцев древности и средневековья. Для них, в частности, характерным было говорить и писать о многом не expressis verbis, а намёками, умолчанием, косвенными формулировками и т.п. Когда он, например, говорит, если воспользоваться уже приведенной цитатой, что «Цао Цао сам назначил себя...», то это формально всего лишь простая констатация факта. На самом же деле китайский читатель понимал данную фразу примерно так: «Цао Цао узурпировал власть и действуя вопреки традиции и законам нелегально назначил себя...», а это уже не только отражение конкретного события, но и его критическая оценка. Когда же он говорит об отречении от престола последнего восточноханьского императора Сянь-ди и о его дальнейшей судьбе (см. ниже запись под 220 г.), то он, наоборот, уважительно и похвально отзывается о Вэй-ване Цао Пи, хотя об этом explicite ничего не сказано, однако эта похвала незримо, но ощутимо, присутствует во всем соответствующем абзаце. Поэтому для правильного понимания содержания Хоу-Хань шу надо читать не только сам текст, но и то, что в нем кроется между строк.
 
Во-вторых, Фань Е самолично не был свидетелем описанных им событий, и все же его слова можно считать высказыванием очевидца, ибо авторы произведений, на которые он опирался, и в первую очередь Дунгуань Хань цзи ими были, либо писали о них по горячим следам. Можно сказать, что Фань Е был как бы их alter ego.
 
Необходимо также учесть, что в настоящей статье, по понятным причинам, нельзя дать полный перевод гл. 8 и 9 Хоу-Хань шу, а отбор фрагментов всегда грешит субъективностью и чреват некоторым извращением смысла. Естественно, что ответственность за это несет переводчик, а не автор источника. Мы надеемся, однако, что не слишком исказили Фань Е.
 
Одно предварительное замечание: в тексте встречается множество антропонимов и топонимов. По мере возможности мы их вкратце поясняем, однако не всегда это возможно (из-за отсутствия данных) и нужно (при их незначительности для повествования в целом). Проблема объема статьи тоже играла здесь немаловажную роль. Тем не менее мы приносим читателю извинение, если он не найдет дополнительной информации о заинтересовавших его деталях.
 
Итак, посмотрим, что о падении Восточной династии Хань говорили сами древние китайцы.
 

Фань Е. Хоу-Хань шу

 
Гл. 8. Сяо-Лин-ди цзи («Записи [о царствовании] императора Лин-ди»)
 
...Император Хуань-ди (147–167 гг.) скончался бездетным. Вдовству­ющая императрица и командир охраны Доу У[15] разработали план, [в соответствии с которым] послали военного советника Лю Чоу с верительной биркой, [чтобы тот] во главе левого и правого [отрядов] личной гвардии императора направился в Хэцзянь[16] и почтительно встретил [нового императора].
 
Весной первого года [правления под девизом] Цзянь-нин (168 г.) в день жэнь-у первого лунного месяца командир охраны Доу У стал главнокомандующим. В день цзи-хай император прибыл в Сямэньтин[17] и повелел Доу У, взяв верительную бирку и используя императорский экипаж, почтительно проводить [его] во дворец. На следующий день император [официально] вступил на престол в возрасте двенадцати лет и установил девиз правления Цзянь-нин... Во втором лунной месяце, в день синь-ю, похоронили Сяо-Хуань-хуанди в [усыпальнице] Сюаньлин[18]; храм [в его честь] назвали Вэйцзун...
 
Весной первого года [правления под девизом] Чжун-пин (184 г.), во втором лунном месяце Чжан Цзюэ, уроженец Цзюйлу[19] назвал себя «Желтым Небом»[20]. У него было 36 десятитысячных отрядов [приверженцев], и все они носили на голове желтые повязки[21]. Они выступили в один и тот же день. Население [княжеств] Аньпин и Ганьлин[22], откликнувшись [на их призывы], захватило своих ванов.
 
В день у-шэнь третьего лунного месяца главнокомандующим назначили Хэ Цзиня[23], правителя Хэнани[24]. [Он] разместил солдат в Дутине[25]. Были [также] назначены коменданты восьми застав[26]. В день жэнь-цзы в Поднебесной [объявили] большую амнистию членам [чиновничьих] группировок и вернули всех сосланных, [чтобы они не примкнули к повстанцам]. Не амнистировали лишь одного Чжан Цзюэ. Был издан указ знати и сановникам поставить [армии] коней и самострелы и отобрать детей и внуков командиров, а также людей, сведущих в тактике боя, из чиновников и народа, и привести [их] в Ведомство по охране дворца и набору солдат. Послали начальника северной дворцовой стражи Лу Чжи в карательный поход против Чжан Цзюэ, а начальников левой и правой дворцовой стражи Хуанфу Суна и Чжу Цзюня[27] – против Желтых повязок [в области] Инчуань. В день гэн-цзы наньянский[28] [отряд] Желтых повязок, [возглавляемый] Чжан Мань-чэном, напал на правителя области Чу Гуна и убил [его].
 
Летом в четвертом лунном месяце... Чжу Цзюнь потерпел поражение от Желтых повязок, [возглавляемых] Бо Цаем. Церемониймейстеры Сян Сюй и Чжан Цзюнь [по обвинению в] выступлении против евнухов были отправлены в тюрьму и казнены. Жунаньский[29] [отряд] Желтых повязок разбил [армию] правителя области Чжао Цяня в Шаолине, а гуанъянский[30] [отряд] Желтых повязок убил начальника округа Ючжоу Го Сюня и правителя области – Лю Вэя.
 
В пятом лунном месяце Хуанфу Сун и Чжу Цзюнь вновь сошлись с Бо Цаем и другими [полководцами Желтых повязок] в Чаншэ и нанесли им крупное поражение.
 
В шестом лунном месяце правитель области Наньян Цинь Цзе разбил [отряд] Чжан Мань-чэна, а его самого обезглавил. Войска, стоявшие гарнизонами [в области] Цзяочжи[31], схватили начальника округа и правителя области Хэпу[32] Лай Да, [а их командир] назвал себя «Военачальник, служащий опорой Небу». [Правительство] послало начальника области Цзяочжи Цзя Цуна наказать и усмирить их.
 
Хуанфу Сун и Чжу Цзюнь нанесли крупное поражение жунаньскому [отряду] Жёлтых повязок в Сихуа[33], [после чего императорским] указом [Хуанфу] Сун [был направлен на] усмирение [области ] Дун-цзюнь, а Чжу Цзюнь – области Наньян[34]. Лу Чжи разбил Желтые повязки и окружил Чжан Цзюэ в Гуанцзуне. Евнух [Цзо Фэн] оклеветал [Лу] Чжи [перед императором] и [тот] был справедливо наказан[35].
 
Начальника дворцовой гвардии Дун Чжо послали разбить Чжан Цзюэ, [но ему] не удалось одержать победу [над вождем Желтых повязок]...
 
Осенью в седьмом лунном месяце поднял мятеж Чжан Сю, колдун из области Бацзюнь, и стал грабить [её и другие] области и уезды. Сюй Гуань, правитель области Хэнань, был отправлен в тюрьму и казнен.
 
В восьмом лунном месяце Хуанфу Сун дал бой Желтым повязкам в Цантине, [в области Дунцзюнь], и захватил их командующего [Бу И]. В день и-сы императорским указом Хуанфу Сун [был послан на] север наказать Чжан Цзюэ...
 
Зимой в десятом лунном месяце Хуанфу Сун сразился с разбойниками из Желтых повязок в Гуанцзуне[36] и схватил Ляна, младшего брата Чжан Цзюэ. [Сам Чжан] Цзюэ уже ранее скончался [от болезни], [поэтому теперь лишь] обезглавили его мертвое тело. [За заслуги] Хуанфу Суна сделали левым (старшим) полководцем конницы. В одиннадцатом лунном месяце Хуанфу Сун вновь разбил [отряды] Желтых повязок в Сяцюйяне и казнил младшего брата Чжан Цзюэ – [Чжан] Бао... В день гуй-сы Чжу Цзюнь взял штурмом город Ваньчэн и обезглавил еще одного командующего Желтых повязок Сунь Ся.
 
[Был издан] указ императорскому стольнику уменьшить [количество] мяса в изысканных яствах и кушаньях для императорского стола и не использовать лошадей из императорских конюшен для загородных жертвоприношений [Небу и Земле]. Все [сэкономленное следовало] передавать армии.
 
В день цзи-сы двенадцатого лунного месяца в Поднебесной была объявлена большая амнистия, а [девиз правления Гуан-хэ] изменен на Чжун-пин[37]...
 
Во втором году (185 г.) [правления под девизом Чжун-пин] поля Поднебесной обложили налогом в десять монет с каждого му [для починки дворцовых зданий]. ...
 
На четвертом году (187 г.)... уроженец Юйяна Чжан Чунь и [житель] этой же области Чжан Цзюй подняли войска и [устроили] мятеж. [Они] убили Лю Чжэна, правителя области Юбэйпин, и Ян Чжуна, правителя области Ляодун, а также захватили Гун Ци-чоу, военного начальника ухуаней, и других. [Чжан] Цзюй провозгласил себя императором и стал грабить округа Ю и Цзи...
 
Зимой в десятом лунном месяце уроженец Линлина Гуань Ху, назвав себя «Полководцем усмиряющим Небо», стал грабить [область] Гуйян. Правитель [области] Чанша Чунь Цзянь разбил и обезглавил его[38].
 
На пятом году (188 г.)... остатки разбойников из Желтых повязок [во главе с] Го Таем и другими поднялись в Байбогу [в области] Сихэ и стали грабить [области] Тайюань и Хэдун[39]...
 
Ма Сян, [вождь] ичжоуского [отряда] Желтых повязок, напал на начальника округа Чи Цзяня, убил его и провозгласил себя императором, [а затем] стал грабить область Бацзюнь и убил [ее] правителя Чжао Бу. Помощник начальника округа Ичжоу Цзя Лун разбил [отряд Ма] Сяна и казнил [его самого][40].
 
В областях и княжествах [страны] случилось семь крупных наводнений[41].
 
На шестом году (189 г.)... император скончался в палате Цзядэдянь Южного дворца[42] [в возрасте] тридцати четырех лет. Через день его семнадцатилетний сын Бянь вступил на престол... объявил большую амнистию в Поднебесной и поменял [девиз правления] на Гуан-си... В день цзя-сюй девятого лунного месяца Дун Чжо сместил императора, присвоив [ему титул] Хуннун-ван[43].
 
С шестого лунного месяца и до этого месяца шел дождь[44]...
 
Гл. 9. Сяо-Сянь-ди цзи («Записи [о царствовании] императора Сянь-ди»)
 
Сяо-Сянь-хуанди по имени Се был средним сыном императора Лин-ди, а его мать звали Ван Мэй-жэнь. ... В день цзя-сюй девятого лунного месяца (189 г.) [он] вступил на престол [в возрасте] девяти лет. [Он] переселил вдовствующую императрицу во дворец Юнъаньгун, в Поднебесной объ­явил большую амнистию, а [девиз правления] Чжао-нин [императора Шао-ди] изменил на Юн-хань. [Два дня спустя], в день бин-цзы Дун Чжо убил вдовствующую императрицу Хэ...
 
В одиннадцатом лунном месяце... Дун Чжо стал первым министром...
 
В первом году [правления под девизом] Чу-пин (190 г.), весной в первом лунном месяце, округа и области Шаньдуна подняли войска, чтобы наказать Дун Чжо... Дун Чжо убил Хуннун-вана[45]... а столицу перенес [на запад, в] Чанъань[46]... Дун Чжо сжег дворцы и храмы Лояна вместе с людьми... Он отменил старую денежную систему (учжуцянь) и ввел новую (сяоцянь).
 
Во втором лунном месяце второго года правления [под девизом Чу-пин] (191 г.)... Дун Чжо раскопал все могилы императоров в Лояне...
 
В третьем году (192 г.)... летом, в день синь-сы четвертого лунного месяца казнили Дун Чжо и истребили три [поколения его] рода[47]... Цао Цао, правитель области Дунцзюнь[48], нанес Желтым повязкам крупное поражение в Шоучжане, [и они] сдали город... Полководцы армии Дун Чжо – Ли Цзюэ, Го Сы, Фань Чоу, Чжан Цзи и другие – подняли мятеж и атаковали столичный гарнизон. [Они] захватили Чанъань... [При этом] погибло свыше десяти тысяч человек. Ли Цзюэ и другие сами назначили себя командующими...
 
Весной первого года [правления под девизом] Син-пин (194 г.)... на землях вокруг столицы случилась засуха. [Она длилась] от четвертого месяца и до настоящего [седьмого] месяца... В это время один ху[49] зерна [стоил] пятьсот тысяч монет, а один ху бобов и пшеницы – двести тысяч; люди ели друг друга, и обглоданные кости лежали целыми кучами...
 
Весной второго года [правления под девизом Цзянь-ань][50] (197 г.) Юань Шу провозгласил себя Сыном Неба, а в третьем месяце Юань Шао провозгласил себя главнокомандующим... В этом году был голод, и люди, [проживавшие] между реками Янцзы и Хуайшуй, ели друг друга...
 
В день гуй-ю двенадцатого лунного месяца [третьего года] (198 г.) Цао Цао напал на [полководца] Люй Бу в Сюйчжоу и убил его.
 
Весной пятого года (200 г.) в первом лунном месяце полководцы Дун Чэн, Ван Фу и Чжун Цзи получили секретный приказ [императора] казнить Цао Цао, [однако] дело стало явным. В день жэнь-у Цао Цао убил Дун Чэна и других и уничтожил три [поколения] их родов...
 
Осенью девятого года (204 г.) в день у-инь восьмого месяца Цао Цао нанес поражение Юань Шану, усмирил [округ] Цзичжоу[51] и назначил себя его правителем...
 
В двенадцатом году (207 г.) разбойники из Желтых повязок убили цзинаньского вана[52] Юня...
 
В тринадцатом году (208 г.)... Цао Цао назначил себя первым министром... Цао Цао, используя военную флотилию, напал на Сунь Цюаня[53], [однако] Чжоу Юй, [один из] командиров [в армии Сунь] Цюаня, разбил Цао Цао при Улине и Чиби...
 
В восемнадцатом году (213 г.)... Цао Цао назначил себя Вэй-гуном[54]...
 
В девятнадцатом году (214 г.) Лю Бэй разбил Лю Чжана и захватил округ Ичжоу... Цао Цао убил императрицу из рода Фу, уничтожил ее род и двух сыновей.
 
В двадцатом году (215 г.)... младшая жена [императора] из рода Цао официально стала императрицей...
 
Летом двадцать первого года (216 г.) в день цзя-у четвертого месяца Цао Цао присвоил себе более высокий титул [и стал] Вэй-ваном...
 
Весной двадцать третьего года (216 г.) в день цзя-цзи первого лунного месяца сановники Гэн Цзи и Вэй Хуан подняли войска, [чтобы] казнить Цао Цао, [но это им] не удалось. Были истреблены три [поколения их] родов.
 
Летом двадцать четвертого года (219 г.) в пятом лунном месяце Лю Бэй захватил [область] Ханьчжун[55]... Осенью в день гэн-цзы седьмого месяца Лю Бэй объявил себя Ханьчжун-ваном... Зимой в одиннадцатом месяце Сунь Цюань захватил [округ] Цзинчжоу[56].
 
Весной двадцать пятого года (220 г.) в день гэн-цзы первого месяца Вэй-ван Цао Цао скончался. [Его] сын [Цао] Пи унаследовал [ванский] престол... Зимой в день и-мао десятого лунного месяца император отрекся от престола и Вэй-ван [Цао] Пи стал Сыном Неба. [Он] преподнес [бывшему] императору [титул] Шаньян-гуна вместе с уделом в десять тысяч дворов и [определил его] позицию, как более высокую, [чем у] владетельных князей (чжухоу) и ванов. Докладывая [новому императору] о делах, [он] не [должен был] называть [себя] «Я, Ваш слуга», а, принимая [императорский] указ, – кланяться земными поклонами; [он мог], используя экипаж и одежду Сына Неба, в предместье совершать жертвоприношения Небу и Земле; храм [его] предков, жертвоприношения душам предков, зимние жертвоприношения духам – все [это] соответствовало правилам [дома] Хань. [Его] столицей стал [город] Чжолучэн в Шаньяне[57]. Четверо императорских сыновей, имевших [титулы и наделы] ванов, были понижены [до уровня] владетельных князей.
 
Во втором году [правления императора] Вэй [под девизом] Цин-лун (234 г.) в день гэн-инь третьего месяца Шаньян-гун скончался. От [его] отречения и до кончины [прошло] четырнадцать лет, [и он достиг] пятидесяти четырех лет. [Ему было присвоено] посмертное [почетное] имя: Сяо-Сянь-хуанди. В день жэнь-шэнь восьмого лунного месяца [он был] погребен в Шаньлине[58], с соблюдением всего ритуала, [положенного] императору. [Вокруг усыпальницы] была образована охранная зона и назначены [ведавшие ею] чиновники...
 
* * *
 
Ознакомление даже только с приведенными фрагментами Хоу-Хань шу, не говоря уже об источнике в целом, позволяет сделать некоторые итоговые наблюдения.
 
Во-первых, очевидно, что общей причиной падения Восточной династии Хань явилось разложение правящей верхушки, отраженное в труде Фань Е как прямым образом (см., например, описание действий Дун Чжо в главе девятой), так и косвенно, в частности, в виде частых (в переводе сохранена лишь их небольшая часть; ср. примеч. 49 и относящийся к нему текст) упоминаний о неблагоприятных природных явлениях. Элита страны явно не понимала ситуации, сложившейся в империи, не делала из нее никаких выводов, не умела и не желала провести разумные и решительные реформы. Распри внутри придворных клик усугубляли и без того тяжелое положение. В такой обстановке любые социально-политические потрясения должны были нарушить сами основания центральной власти. И они не преминули нагрянуть.
 
Во-вторых, первым крупным потрясением, сыгравшим, пожалуй, основную роль в ликвидации династии Хань, можно считать крестьянские восстания, и особенно крупнейшее из них – восстание «Желтых повязок». Формально оно длилось всего несколько месяцев 184 г. н.э., но после разгрома его основных сил и гибели первых вождей, братьев Чжан, стали появляться все новые и новые отряды, воодушевленные его примером, а нередко и выступавшие под его знаменами. Под их ударами династия день ото дня слабела, и, не обладая достаточными силами, чтобы с ними справиться, была вынуждена опираться на полководцев, поднимая их престиж, авторитет, реальную власть и военную силу. Повторились события конца Западной Хань, приведшие к власти Ван Мана (45 г. до н.э. – 23 г. н.э.) основателя недолговечной, промежуточной квазидинастии Синь (8/9–23 гг.), с той лишь разницей, что другим было имя ее могильщика.
 
В-третьих, очевидно, что рост значимости и самостоятельности отдельных полководцев создавал объективную возможность захвата ими власти, что и было de facto осуществлено Цао Цао[59] на рубеже II и III вв. н.э. Последняя же точка была поставлена в 220 г. отречением Сянь-ди от престола и воцарением сына Цао Цао Цао Пи в качестве первого императора династии Вэй. Данное событие означало не только конец Восточной династии Хань de iure, но и начало новой эры в истории Китая. По преобладающим представлениям завершилась его древность, единая держава распалась, – правда, не на долго, – на три государства. Китай вступил в эпоху Троецарствия и раннего средневековья.
 
Приложение
 
Таблица  императоров Восточной династии Хань и их девизов (эр) правления *
№ пп Императоры
 
Эры правления
 
Даты (гг. н.э.)
 
1 Гуан-у-ди    光武帝 Цзянь-у                       建武 25–55
    Цзянь-у чжун-юань   建武中元 56–57
2 Мин-ди        明帝 Юн-пин                        永平 58–75
3 Чжан-ди       章帝 Цзянь-чу                     建初 76–83
    Юань-хэ                       元和 84–86
    Чжан-хэ                        章和 87–88
4 Хэ-ди            和帝 Юн-юань                     永元 89–104
    Юань-син                     元興 105–105
5 Шан-ди         殤帝 Янь-пин                       延平 106–106
6 Ань-ди         安帝 Юн-чу                          永初 107–113
    Юань-чу                      元初 114–119
    Юн-нин                        永寜 120–120
    Цзянь-гуан                  建光 121–121
    Янь-гуан                      延光 122–125
  Шао-ди         少帝   125–125
7 Шунь-ди      順帝 Юн-цзянь                    永建 126–131
    Ян-цзя                          陽嘉 132–135
    Юн-хэ                           永和 136–141
    Хань-ань                      漢安 142–143
    Цзянь-кан                    建康 144–144
8 Чун-ди         冲帝 Юн-си                          永憙
(Юн-цзя)                      (永嘉)
145–145
9 Чжи-ди         質帝 Бэнь-чу                        本初 146–146
10 Хуань-ди     桓帝 Цзянь-хэ                      建和 147–149
    Хэ-пин                         和平 150–150
    Юань-цзя                     元嘉 151–152
    Юн-син                        永興 153–154
    Юн-шоу                       永壽 155–157
    Янь-си                          延熹 158–166
    Юн-кан                        永康 167–167
11 Лин-ди          靈帝 Цзянь-нин                   建寜 168–171
    Си-пин                         熹平 172–177
    Гуан-хэ                        光和 178–183
    Чжун-пин                    中平 184–188
12 Шао-ди **    少帝 Гуан-си                        光熹 189–189
    Чжао-нин                     昭寜 189–189
13 Сянь-ди        獻帝 Юн-хань                       永漢 189–189
    Чжун-пин                    中平 189–189
    Чу-пин                         初平 190–193
    Син-пин                       興平 194–195
    Цзянь-ань                    建安 196–219
    Янь-кан                        延康 220–220
* См. [21, т. 3, с. 4769–4771].
** Оба Шао-ди, а это разные личности, не имеют своих цзи, а лишь упоминаются в цзи их предшественников Ань-ди и Лин-ди (см. [16, т. 1 , цз. 5, с. 241–242, т. 2, цз. 8, с. 357–359]). Более того, первый Шао-ди не встречается в хронологических таблицах или отмечается только на их полях (см., например [21, т. 3, с. 4770, год 125]). Все это связано с непродолжительностью пребывания на престоле указанных императоров: первый царствовал с третьей по одиннадцатую луну 125 г., второй еще короче – с четвертой по девятую 189 г. С учетом этих моментов первый Шао-ди не имеет в таблице порядкового номера (7). Тем не менее следует иметь в виду, что фактическое число правителей Восточной династии Хань составляет 14, а не 13 человек.
 
Литература
1.  Бань Гу. Хань шу (Истории династии Хань). Т. 1–12. Пекин, 1983.
2.  Бэйцзин дасюэ Чжунго вэньсюэ ши цзяояньши сюань чжу (Кафедра истории китайской литературы Пекинского университета: отбор материала и комментарий). Лян-Хань вэньсюэ ши цанькао цзыляо (Материалы по истории литературы [обеих династий] Хань). Пекин–Шанхай, 1960.
3.  Вэй Чжэн и др. Суй шу (История династии Суй). Т. 1–6. Пекин, 1982.
4.  Гао Чжэнь-до, Чжан Цзя-фань. Чжунго лиши яоцзи цзешао цзи сюань ду (Информация о важнейших исторических произведениях Китая и подборка фрагментов из них). Т. 1–2. Харбин, 1982.
5.  Кун Фань. Ван Чун. – Чжунго да байкэцюаньшу. Чжэсюэ (Большая китайская энциклопедия. Философская наука). Т. II. Пекин – Шанхай, 1987, с. 891–893.
6.  Ли Янь-шоу. Нань ши (История Южных [династий]). Т. 1–6. Пекин, 1983.
7.  Лю Си. Ши мин (Толковый словарь названий). – Серия «Сы бу цун-кань. Цзин бу (Собрание произведений всех четырех разделов литературы. Раздел канонических книг)». Т. 65. Шанхай, 1929–1937.
8.  Лю Сюй и др. Цзю Тан шу (История династии Тан в старом изложении). Т. 1–16. Пекин, 1986.
9.  Оуян Сю, Сун Ци. Синь Тан шу (История династии Тан в новом изложении). Т. 1–20. Пекин–Шанхай, 1975.
10. Сыма Цянь. Ши цзи (Записи историка). Т. 1–10. Пекин, 1982.
11. Сюй Сун-чи. Цао Пи. – Чжунго да байкэцюаньшу. Чжунго вэньсюэ (Большая китайская энциклопедия. Китайская литература). Т. 1. Пекин–Шанхай, 1986, с. 54.
12. Сюй Сун-чи. Цао Цао. – Чжунго да байкэцюаньшу. Чжунго вэньсюэ (Большая китайская энциклопедия. Китайская литература). Т. 1. Пекин–Шанхай, 1986, с. 52–53.
13. Сюй Сун-чи. Цао Чжи. – Чжунго да байкэцюаньшу. Чжунго вэньсюэ (Большая китайская энциклопедия. Китайская литература). Т. 1. Пекин–Шанхай, с. 60–62.
14. Сюй Шэнь, Дуань Юй-цай (комм.). Шо-вэнь цзе-цзы чжу («Толковый словарь иероглифов» с комментарием). Шанхай, 1986.
15. Фан Сюань-лин и др. Цзинь шу (История династии Цзинь). Т. 1–10. Пекин, 1982.
16. Фань Е. Хоу-Хань шу (История Поздней династии Хань). Т. 1–12. Пекин, 1982.
17. Фэй Чжэнь-ган. Цзя И. – Чжунго да байкэцюаньшу. Чжунго вэньсюэ (Большая китайская энциклопедия. Китайская литература). Т. 1. Пекин–Шанхай, 1986, с. 297.
18. Фэй Чжэнь-ган. Чао Цо. – Чжунго да байкэцюаньшу. Чжунго вэньсюэ (Большая китайская энциклопедия. Китайская литература). Т. 1. Пекин–Шанхай, 1986, с. 66–67.
19. Цэинь Чунь-фэн. Дун Чжун-шу. – Чжунго да байкэцюаньшу. Чжэсюэ (Большая китайская энциклопедия. Философская наука). Т. 1. Пекин–Шанхай, 1987, с. 166–167.
20. Цзинь Чунь-фэн. Хуань Тань. – Чжунго да байкэцюаньшу. Чжэсюэ (Большая китайская энциклопедия. Философская наука). Т. 1. Пекин–Шанхай, 1987, с. 316.
21. Цы хай. 1979 нянь бань (Море слов. Издание 1979 года). Т. 1–3. Шанхай, 1980.
22. Чжан Тин-юй и др. Мин ши (История династии Мин). Т. 1–28. Пекин, 1984.
23. Чжунго да байкэцюаньшу. Чжунго лиши. Цинь Хань ши (Большая китайская энциклопедия. История Китая. История [периодов] Цинь и Хань). Пекин–Шанхай, 1986.
24. Чжунго кэсюэюань вэньсюэ яньцзюсо Чжунго вэньсюэ ши бяньсецзу (Авторский коллектив Института литературы АН КНР по написанию истории литературы Китая). Чжунго вэньсюэ ши (История литературе Китая). Т. 1–3. Пекин, 1979.
25. Чжунго лиши да цыдянь. Шисюэ ши (Большой словарь истории Китая. Историография). Шанхай, 1983.
26. Чу Бинь-цзе. Сыма Сян-жу. – Чжунго да байкэцюаньшу. Чжунго вэньсюэ (Большая китайская энциклопедия. Китайская литература). Т. 2, Пекин–Шанхай, 1986, с. 763–764.
27. Чэнь Жуй-юнь (гл.ред.). Дасюэ лиши цыдянь (Исторический словарь для университетов). Харбин, 1988.
28. Чэнь Кэ-мин, Чжан Шань-чэн. Ян Сюн. – Чжунго да байкэцюаньшу. Чжэсюэ (Большая китайская энциклопедия. Философская наука). Т. 2, Пекин–Шанхай, 1987, с. 1064–1065,
29. Чэнь Цяо-и (гл. ред.). Чжунго лю да гу ду (Шесть крупных древних столиц Китая). Пекин, 1983.
30. Чэнь Шоу. Сань-го чжи (Записи о Трёх государствах). Т. 1–5. Пекин, 1982.
31. Шан шу чжэн-и («Записи о прошлом» [с истолкованием их] истинного смысла). – Серия «Шисань цзин чжу-шу (Тринадцать канонических книг с комментариями)». Т. 3–4. Пекин–Шанхай, 1957.
32. Шан Юэ. Чжунго лиши ганъяо (Очерки истории Китая). Пекин 1954.
33. Шэнь Юэ. Сун шу (История династии Сун). Т. 1–8. Пекин, 1983.
34. Ян Сюн. Фан янь шисань цзюань (Слова разных местностей в тринадцати цзюанях). – Серия «Сы бу цун-кань. Цзин бу (Собрание произведений всех
четырех разделов литературы. Раздел канонических книг)». Т. 64. Шанхай, 1929–1937.
35. Антология китайской поэзии. Т. 1–4. М., 1957–1958.
36. Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990.
37. Кобзев А.И. Ван Чун. – Титаренко М.Л. (гл. ред.). Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994, с. 45–46.
38. Кобзев А.И. Дун Чжун-шу. – Титаренко М.Л. (гл. ред.). Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994, с. 117–118.
39. Кобзев А.И., Юркевич А.Г. Чжан Хэн. – Титаренко М.Л. (гл. ред.). Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994, с. 445–446.
40. Кроль Ю.Л. Сыма Цянь – историк. М., 1970.
41. Крюков М.В., Переломов Л.С., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М., 1983.
42. Кучера С. Становление традиции коллективной ответственности и наказания в Китае. – Роль традиций в истории и культуре Китая. М., 1972, с. 161–183.
43. Ли Си. Сюй Шэнь. – Титаренко М.Л. (гл. ред.). Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994, с. 301–302.
44. Ли Си. Ян Сюн. – Титаренко М.Л. (гл. ред.). Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994, с. 519–520.
45. Петров А.А. Ван Чун – древнекитайский материалист и просветитель. М., 1954.
46. Синицын Е.П. Бань Гу – историк древнего Китая. М., 1975.
47. Сыма Цянь. Исторические записки («Ши цзи»). Пер. и комм. Р.В.Вяткина. Т. I–VII. М., 1972–1996.
48. Хрестоматия по истории древнего Востока. Под ред. В.В. Струве и Д.Г.Редера. М., 1963.
49. Шан Юэ (ред.). Очерки истории Китая с древности до «опиумных» войн. М., 1959.
50. Юркевич А.Г. Хуань Тань. – Титаренко М.Л. (гл. ред.). Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994, с. 382.
 
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: XXXII научная конференция / Ин-т востоковедения; Сост. и отв. ред. Н.П. Свистунова. – М.: Вост. лит.,  2002. – 366 с. С. 57-77.


  1. В древнекитайских хрониках имеются их жизнеописания: Сыма Цяня в Ши цзи и Хань шу (см. [10, т. 10, цз. 130, с. 3285–3288, 3293–3296, 3300–3322; 1, т. 9, цз. 62, с. 2707–2739]), Бань Гу в Хань шу и Хоу-Хань шу (см. [1, т. 12, цз. 100а, с. 4197–4234, цз. 100б, с. 4235–4273; 16, т. 5, цз. 40а, с. 1323–1358, цз. 40б, с. 1359–1394]), Хуань Таня в Хоу-Хань шу (см. [16, т. 4, цз. 28а, с. 955–962]), Ван Чуна – там же (см. [16, т. 6, цз. 49, с. 1629–1630]), Дун Чжун-шу в Ши цзи и Хань шу (см. [10, т. 10, цз. 121, с. 3127–3128; 1, т. 8, цз. 56, с. 2495–2528]), Сюй Шэня в Хоу-Хань шу, а Ян Сюна в Хань шу (см. [16, т. 9, цз. 79б, с. 2588; 1, т. 11, цз. 87а-б, с. 3513–3587]), Чжан Хэна в Хоу-Хань шу (см. [16, т. 7, цз. 59, с. 1897–1951]), Цзя И и Сыма Сян-жу в Ши цзи и Хань шу (см. [10, т. 8, цз. 84, с. 2491–2504, т. 9, цз. 117, с. 2999–3074; 1, т. 8, цз. 48, с. 2221–2266, цз. 57а-б, с. 2529–2611]), Цао Цао (Вэй У-ди), Цао Пи (Вэй Вэнь-ди) и Цао Чжи в Сань-го чжи (см. [30, т. 1, цз. 1, с. 1–55, цз. 2, с. 57–90, т. 2, цз. 19, с. 557–577]), Хуа То в Хоу-Хань шу и Сань-го чжи (см. [16, т. 10, цз. 82б, с. 2736–2740; 30, т. 3, цз. 29, с. 799–806]), а Чжан Цана в Ши цзи и Хань шу (см. [10, т. 8, цз. 96, с. 2675–2689; 1, т. 7, цз. 42, с. 2093–2094]). Следует оговориться, что отсутствие официальных биографий, например, Гэн Шоу-чана или Чао Цо, из упомянутых выше лиц не означает их научной или художественной малозначимости, а, скорее всего, отражает специфику составления династийных историй с их вниманием, прежде всего к людям, сделавшим чиновничью карьеру.
  2. Тай-чу – название одного из периодов, или эр, правления (104–101 гг. до н.э.) У-ди (140–87 гг. до н.э.), самого, пожалуй, выдающегося из всех ханьских императоров, при котором Китай того времени достиг апогея своей мощи, влияния и культурно-экономического развития.
  3. Нам известны переводы лишь небольших, порою даже крохотных, фрагментов из хроник правления императоров Гуан-У-ди (25–57), Лин-ди (168–189) и Сянь-ди (190–220) и жизнеописаний Лю Сюаня, Лю Пэн-цзы, Чжун Чан-туна, Хуанфу Суна и Чжу Цзюня из цзюаней 1, 8, 9, 11, 49 и 71 Хоу-Хань шу, выполненные Л.Д.Позднеевой и Т.В.Степугиной (см. [48, с. 504–509]).
  4. Округ Цзинчжоу – в легендарной древности один из девяти округов, учрежденных Великим Юем (2205–2198 гг. до н.э.). Фактически же он официально возник в 106 г. до н.э. при ханьском У-ди и охватывал современные провинции Хубэй и Хунань, а также части Хэнани, Гуйчжоу, Гуандуна и Гуанси. В восточноцзиньское время его административный центр находился в Цзянлине, на юге Хубэя, поэтому уезд Цзянлин и ныне иногда именуют Цзинчжоу (см. [31, т. 3, цз. 6, гл. 1, с. 187, 201–205; 1, т. 1, цз. 6, с. 197; 15, т. 2, цз. 15, с. 453–458]).
  5. Область Сюаньчэн охватывала юго-восточные (к востоку от Чанцзяна) районы пров. Аньхуэй. Ее административным центром был одноименный город, сохранивший свое название по сей день.
  6. Владение (область) Пэнчэн находилось на стыке современных провинций Шаньдун и Цзянсу. Административным центром его был одноименный город – ныне он именуется Сюйчжоу и лежит на крайнем северо-западе Цзянсу, южнее крупнейшего шаньдунского озера, состоящего из четырех бассейнов (с севера на юг): Наньянху, Душаньху, Чжаоянху и Вэйшаньху, объединяемых названием-определением Наньсиху (Южное четвероозёрье).
  7. Точные годы жизни Кун Си-сяня, Се Цзуна и Лю И-кана неизвестны. Упоминания о них или их биографии имеются в Сун шу и Нань ши, а печальная судьба Фань Е отражена в его жизнеописаниях (см. соответственно [33, т. 6, цз. 69, с. 1820–1833, т. 5, цз. 52, с. 1497, т. 6, цз. 68, с. 1789–1797; 6, т. 3, цз. 33, с. 849–856, т. 2, цз. 19, с. 532, цз. 13, с. 366–369]).
    Второй иероглиф в имени Кун Си-сяня имеет два чтения си и и (см. [БКРС, № 14964]), поэтому, возможно, что его следует читать Кун И-сянь.
  8. В 1999 г. Хайнаньским издательством было выпущено 8-томное собрание Эрши лю ши («Двадцать шесть династийных историй»), включающее Синь Юань ши («История династии Юань в новом изложении») и Цин ши гао («Черновой вариант истории династии Цин»). Это означает, что оба последних труда получили в КНР как бы официальное или полуофициальное признание, и тем самым Эрши сы ши превратилось в Эрши лю ши. Смущает, правда, факт издания их провинциальным, а не одним из центральных (пекинских или шанхайских) издательств, что придало бы бóльшую официальность данному мероприятию. Добавим, что Синь Юань ши уже ранее, в 1921 г. получила одобрение правительства северных милитаристов и была включена в состав Эрши у ши («Двадцать пять династийных историй»), увидевших свет в Шанхае в 1932–1934 гг. в одном из важнейших тогдашних издательств – Каймин шудянь.
  9. В Лояне – столице восточноханьского Китая имелись два комплекса императорских зданий, именовавшиеся Бэйгун – Северный дворец и Наньгун – Южный дворец. В каждом из них находились собственно дворцы, а также террасы, библиотеки и т.п., и в том числе строения, именуемые гуань [БКРС, № 12747] или цюэ [БКРС, № 5785] – парные наблюдательные башни, строившиеся на высоких террасах-стереобатах снаружи дворцовых ворот, по их обеим сторонам. Дунгуань была одной из них и находилась в Наньгуне. Первоначально она служила книгохранилищем, поэтому и стала местом составления Дунгуань Хань цзи (см. [29, с. 131]).
  10. Хань хоу шу следовало бы переводить «Постханьская история» или «История [периода] после [Ранней династии] Хань», однако в данном случае оба наименования практически синонимные.
  11. Юн-лэ да дянь – крупнейшее в истории Китая издательско-энциклопедичес­кое мероприятие. В результате работы двух тысяч ученых в 1403–1408 гг. была составлена коллекция книг и документов (в 22 877 цзюанях и оглавление к ним в 60 цзюанях, итого 11 095 книг), в которую вошло около семи-восьми тысяч произведений. Она оказалась настолько большой, что у двора не нашлось достаточно денег для изготовления досок для печатания, и она была переписана вручную в двух экземплярах, но благодаря ей сохранилось много произведений, оригиналы которых оказались затем утерянными. Сам свод позже тоже пострадал, особенно во время захвата Пекина в 1900 г. войсками восьми государств, и когда в 1960 г. в КНР и в 1962 г. в КР решили его переиздать, то в наличии оказалось всего 730 цзюаней, т.е. чуть больше 3% первоначального текста (см. [22, т. 8, цз. 98, с. 2448; 27, с. 189–190]).
  12. Можно сказать, что фактически раздел цзи насчитывает 12 цзюаней, ибо первый и десятый разделены на две части каждый.
  13. См. его русский перевод, выполненный В.А.Панасюком: Ло Гуань-чжун. Троецарствие. Т. 1–2. М., 1954.
  14. Шошуды, букв.: «рассказывающие книги», – народные, уличные пересказчики литературных произведений, иначе недоступных простому народу, неграмотному и тем более не знавшему классического языка. При этом они нередко импровизировали и фантазировали, а то и просто перевирали оригинальный текст, но это, как правило, лишь усиливало эмоциональное восприятие слушателей.
  15. Доу У (?–168 г. н.э.) был отцом императрицы, которая стала ею в 165 г., незадолго до смерти Хуань-ди.
  16. Хэцзянь – княжество, находившееся в центре современной провинции Хэнань. Лю Хун (156–189 гг.), будущий император Лин-ди, происходил из семьи главы одного из уделов этого княжества, связанной родственными узами с правящим домом Хань.
  17. Речь идет о беседке Ваньшоутин, построенной за северными воротами Лояна Сямэнь (см. [29, с. 140]) и служившей залом для приема чиновников.
  18. Могильный курган Сюаньлин, высотою более тридцати метров и окружностью в триста шагов, находился приблизительно в восьми километрах к юго-востоку от Лояна, в центре пров. Хэнань.
  19. Чжан Цзюэ (?–184 г.) являлся создателем даоской секты Тайпиндао. К ней примкнуло несколько сот тысяч сторонников, которые более десяти лет готовили антиханьское выступление. Цзюйлу лежало на юге нынешней пров. Хэбэй (см. [21, т. 1, с. 1466, т. 2, с. 2481; 16, т. 8, цз. 71, с. 2299–2300]).
  20. Такое самоопределение подчеркивало превосходство Чжан Цзюэ, о чем отчетливо сказано в гл. 71 Хоу-Хань шу: «Синее Небо (т.е. династия Хань) уже погибло – Желтое Небо должно утвердиться. [Это случится] в год цзя-цзы (184 г.) и [принесет] великое благополучие [всей] Поднебесной» [16, т. 8, цз. 71, с. 2299].
  21. От этого отличительного знака и пошло принятое в истории название «восстание Желтых повязок».
  22. Аньпин и Ганьлин занимали центральную и южную части пров. Хэбэй.
  23. Хэ Цзинь (?–189 г.) был старшим братом супруги Лин-ди. После смерти последнего он возвел на престол Шао-ди (189 г.), но реальную власть взял в свои руки. Его попытка покончить с засилием евнухов при дворе завершилась плачевно – Хэ Цзинь был убит ими. Его жизнеописание см. [16, т. 8, цз. 69, с. 2246–2253].
  24. В цинь-ханьское время такое название носили два района: земли, расположенные внутри великой дуги Хуанхэ, и центрально-западная часть современной пров. Хэнань, от Лояна до Кайфэна (см. [21, т. 2, с. 2085]). В данном случае, скорее всего, речь идет о втором из них.
  25. Слово дутин означает постоялый двор при почтовой станции, но здесь – это название строения в Лояне.
  26. Гарнизоны застав должны были парализовать или хотя бы затруднить передвижение войск повстанцев.
  27. Хуанфу Сун (?–195 г.) и Чжу Цзюнь (?–195 г.) – два полководца, сыгравшие, пожалуй, решающую роль в разгроме повстанцев. В Хоу-Хань шу им отведен цзюань 61 лечжуаней (см. [16, т. 8, цз. 71, с. 2299–2318]). Они оба скончались от болезни.
  28. Области Инчуань и Нанъян находились на территории современной пров. Хэнань к югу от Лояна.
  29. Область Жунань располагалась почти в 300 км к юго-востоку от Лояна, но еще в пределах современной пров. Хэнань.
  30. Область Гуанъян лежала юго-западнее Пекина.
  31. Цзяочжи – северо-восток современного Вьетнама.
  32. Область Хэпу охватывала соседние южные районы современных провинций Гуанси и Гуандун и находилась рядом с областью Цзяочжи.
  33. Сихуа – уезд на территории области Жунань (см. примеч. 29), приблизительно в 110–115 км к югу от современного Кайфэна. Это название он сохранил по сегодняшний день.
  34. Область Дунцзюнь находилась на границе современных провинций Хэнань и Шаньдун. Иначе говоря, Хуанфу Сун отправился на север, а Чжу Цзюнь – на запад.
  35. «Справедливо наказан» читается как издевательство не только над правосудием, но и над здравым смыслом и, вероятно, именно такой смысл вкладывал в эти слова Фань Е. По навету мелкого евнуха заслуженного и побеждающего полководца в арестантской повозке доставили к императору, затем он еле избежал смертной казни (см. [16, т. 2, цз. 8, с. 349, текст и комментарий]) и это называется «справедливое наказание»? Естественно, династия, таким образом управлявшая страной, должна была пасть, что и de iure произошло менее чем через сорок лет после описываемых здесь событий, а фактически намного раньше.
  36. Данный и все остальные топонимы в пяти следующих ниже пассажах являлись названиями мест, находившихся севернее и северо-восточнее Пекина. Там же проживало и племя ухуань.
  37. Эти акты как бы формально завершили борьбу с Желтыми повязками и символизировали начало новой эры. Фактически, несмотря на гибель Чжан Цзюэ и его братьев, борьба отрядов Желтых повязок продолжалась и после этого. К ней присоединились и другие повстанцы.
  38. Ареной описанных событий являлся юг Китая (современная пров. Хунань).
  39. Названные области располагались на территории современной пров. Шаньси. Город Тайюань ныне является ее административным центром.
  40. Данные события происходили в юго-западном Китае на территории нынешней пров. Сычуань.
  41. В ханьском Китае существовала двойная система административного деления страны: области (цзюнь) подчинялись центральному правительству, княжества (го), которые жаловались императором, управлялись высшими аристократами. Одновременное употребление здесь обоих терминов тождественно выражению «в стране».
  42. См. примеч. 9.
  43. Дун Чжо (?–192 г.) был правителем округа Бинчжоу (к северо-западу от Лояна). В 189 г. он занял столицу, сместил Шао-ди (т.е. Бяня) и возвёл на престол среднего сына Лин-ди по имени Се, ставшего последним правителем Восточной династии Хань – императором Сянь-ди (189/190–220 гг.), но реальная власть осталась в руках Дун Чжо. Его жизнеописания имеются в Хоу-Хань шу и Сань-го чжи (см. [16, т. 8, цз. 72, с. 2314–2351; 30, т. 1, цз. 6, с. 171–192]).
  44. Неблагоприятные природные явления знаменовали неблагополучную ситуацию в стране – результат неправильных действий монарха.
  45. Т.е. прежнего, смещенного им же, императора Шао-ди.
  46. Перенос столицы фактически был бегством Дун Чжо, которому угрожали выступившие против него военачальники, включая Цао Цао.
  47. Коллективные наказания использовались в Китае уже в глубокой древности, однако, как можно судить по имеющимся данным, особого размаха они достигли в Цинь, где впервые в 746 г. до н.э. было применено наказание и сань цзу – истребление трех поколений: ego, отца и сына (подробнее см. [42, с. 170–177]).
  48. Область Дунцзюнь лежала на стыке современных провинций Хэнань и Шаньдун.
  49. Ху – мера сыпучих и жидких тел, в позднеханьское время равнявшаяся приблизительно 20 литрам (ср. [БКРС, № 4392]).
  50. Сянь-ди правил под пятью девизами. Четвертым и самым длительным был Цзянь-ань (196–220). Это было особое время в истории Китая, когда наряду с нарастающими кризисными явлениями во многих сферах жизни расцветала словесность, особенно поэзия. Поэтому в китайском литературоведении появились такие термины, как «цзяньаньская литература», «семь цзяньаньских мастеров слова» и т.п. (см. [24, т. 1, с. 188]).
  51. Округ Цзичжоу приблизительно соответствовал нынешней пров. Хэбэй.
  52. Княжество Цзинань занимало северо-западную часть современной пров. Шаньдун.
  53. Сунь Цюань (182–252 гг.) – крупный полководец, основатель царства У (юго-восток Китая) и его первый император (222/229–252). Его жизнь описана в Сань-го чжи [30, т. 5, цз. 47, с. 1115–1149].
  54. Данный акт можно считать первой ласточкой раздела ханьской державы на три государства: Вэй в бассейне Хуанхэ, во главе с Цао Цао, У и Шу-Хань, основанное Лю Бэем (161–223 гг.). Биографию Лю Бэя см. [30, т. 4, цз. 32, с. 871–892].
  55. Область Ханьчжун находилась приблизительно в 210 км к юго-западу от Чанъани, на стыке современных провинций Шэньси, Ганьсу и Сычуань.
  56. Округ Цзинчжоу охватывал территорию среднего течения Янцзы.
  57. Чжолучэн и удел Шаньян занимали северо-центральную часть пров. Хэнань, приблизительно земли уезда Сюусянь.
  58. Курган Шаньлин, высотою менее 6 м и окружностью в 200 шагов, находился вблизи Чжолучэна, к северо-востоку от него.
  59. Власть Цао Цао усиливалась постепенно, поэтому трудно назвать какую-то конкретную дату, однако в качестве ориентира можно принять 13-й год правления под девизом Цзянь-ань (208 г.), когда он, по словам Фань Е, «назначил себя первым министром» (см. выше соответствующий пассаж Хоу-Хань шу).

Автор:
 

Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.